Последний день шехида
(Сподвижник имама Зейнульабидина (a) Саид ибн Джубейр)
Имам Зейнульабидин (а) был средним сыном имама Хусейна (а). Он прославился среди современников своими богослужениями. Именно поэтому Его Светлость прозвали «Зейнульабидин», то есть «украшение поклоняющихся Аллаху».
Его также называли «Саджад», то есть «совершающий частые земные поклоны». Когда Абдуллах ибн Ханзала поднял в Медине мятеж против Омеядов, имам не присоединился к мятежу, заранее предрекая ему неудачу.
Он покинул Медину, переселившись в свой дом на окраине Медины. Правителем Медины был Марван ибн Хакам, занимавший враждебную к Ахли-бейту позицию. Пытаясь обезопасить себя и свою семью, Марван доверился именно имаму Зейнульабидину: он привел домочадцев в дом имама.
Несмотря на не очень хорошие взаимоотношения, имам приютил гостей, а после того, как смута улеглась, в целости и сохранности вернул членов семьи Марвану. Некоторые думали, что имам отомстить за кровь невинно убиенных в Кербеле детей и юношей, поступив аналогично с семьей Марвана. Однако Его Светлость не мог поступить иначе.
Имам Зейнульабидин (а) был имамом в период правления Омеядов. События в Кербеле отложили неизгладимый отпечаток на всей жизни имама. Правда, имам не присоединился ни к одному мятежу против тирании. Однако он выбрал иной, более действенный путь: воспитал достойных учеников школы Ахли-бейта.
Правитель Куфы Хаджадж, по приказу которого были убиты тысячи сторонников Ахли-бейта, однажды вызвал к себе одного из воспитанников имама Зейнульабидина (а), Саида ибн Джубейра. Хаджадж приводил к себе всех почтенных людей Куфы и близлежащих населенных пунктов, и казнил их. Очередь теперь дошла до Саида.
Хаджадж сначала подверг Саида допросу относительно имаматства и правления. Однако ответами остался недоволен. Хаджадж попытался подкупить Саида и завлечь на свою сторону. Однако Саид не только отверг это предложение, но и сказал Хаджаджу следующее: «Если ты накопил это состояние с целью спастись от мук в Судный день (то есть для милостынь и подаяний), то ты спасешься.
Но если твои намерения иные, знай же, что Судный день очень страшен; даже матери от страха забудут о своих грудных младенцах. За вычетом чистого и халяльного, нет никакой пользы копить имущество в этой жизни».
Хаджадж понял, что бессилен переманить Саида на свою сторону, поэтому решил убить его. Он спросил Саида: «Как умертвить тебя?» Тот ответил: «Нет никакой разницы. Но знай: как ты убьешь меня, так и Аллах в Судный день накажет тебя».
По приказу Хаджаджа явился палач. Саид, увидев место казни, прочел следующий аят: «Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!» (Анам, 79). Хаджадж приказал палачу: «Поверни его в сторону от киблы!» Саид прочитал еще один аят: «Аллаху принадлежат восток и запад.
Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха» (Багара, 115). Хаджадж отдал следующий приказ: «Приложи его лицом к земле, когда будешь обезглавливать». Сад ответил аятом: «Мы сотворили вас из нее (земли), в нее Мы вас вернем и из нее выведем еще раз» (Таха, 55).
Потеряв терпение, Хаджадж закричал: «Руби ему голову скорее!» Саид успел на последнем вздохе произнести шахаду и стал шехидом…