Европа станет мусульманской через 50 лет
В 1973 году в мире насчитывалось 500 миллионов мусульман, сегодня эта цифра приближается к 1.5 миллиардам. По прогнозам западных аналитиков принятие Ислама многими европейцами под влиянием процессов миграции, через 50 лет сделает Европу главным центром Исламской религии.
По предположению французского исследователя Оливера Роя в интервью журналу “Актуал”, европеизация либерализирует Ислам…
Критические выступления во Франции под лозунгом “Мы теряем светскость”, причиной которых стало головное покрывало – хиджаб; большой поток эмигрантов из Северной Африки в европейские страны, расположенных вокруг Средиземного моря; мусульманские общины Германии и Англии – все это стало средством для некоторого ознакомления европейцев с Исламом.
Многие были в растерянности, когда увидели рядом с собой мусульман, о которых знали понаслышке: только избавившись от призрака времен “холодной войны” – коммунистической угрозы, обрести новый “призрак”? Мало того, этот “призрак” совершает намаз в центре города, проводит под своими знаменами демонстрации на улицах с лозунгами против империализма, и даже носит оружие и взрывает бомбы.
Сначала европеец “попробовал на зуб” этот призрак. Затем следуя своим традициям постарался изучить и понять его; мобилизовал специалистов. Одни объясняли это течение как “божий гнев”, другие называли “столкновением культур”. Третьи же постарались найти альтернативный путь и стали призывать к необходимости мирного сосуществования.
Вместе с тем европеец не прекращает задавать вопросы типа: “Кто же они? Что им нужно?” Сегодня мы являемся свидетелями того, что эти вопросы звучат все громче. Демографические показатели говорят о том, что мусульманское население Европы интенсивно растет, что впервые количество мусульман во всем мире превысило количество христиан. Эта тема затронута в январском номере французского журнала “Ле Фигаро Магазин”, а в 100-м номере журнала “Мариан” анализируется “Восхождение Ислама”. Эта журнальная статья начинается словами: “ В один прекрасный день президент Республики Берег Слоновой Кости, считающейся бастионом христианства, проснувшись, к стыду своему узнает, что Ислам здесь стал основной религией”.
ЗА ПОСЛЕДНИЕ 25 ЛЕТ ЧИСЛО МУСУЛЬМАН УТРОИЛОСЬ…
…Даже кафедральный собор, построенный президентом Республики Берег Слоновой Кости, не смог приостановить темпы роста мусульманства в этой стране. Количество мусульман, приходящих к строящейся мечети в столице страны Абиджане, превосходит число христиан, посещающих церковь. И Республика Берег Слоновой Кости не составляет исключения в этом вопросе.
Даже, если не учитывать такие традиционно мусульманские страны Африки как Сенегал, Мали, Нигер, влияние Ислама в странах Западной Африки растет день ото дня. В Нигерии с населением 65 миллионов человек изучаются пути перехода к шариатскому управлению.
О Судане, считающемся бастионом радикального Ислама в Африке, и говорить не приходится. С количественной точки зрения Западная Африка, можно сказать, уже является мусульманской. Сейчас на очереди другие страны.
С каждым днем уменьшается число поклоняющихся традиционно-местным стихиям; христиане же, не понимая происходящего, находятся в растерянности. В свою очередь, Саудовская Аравия, посредством вырученных от продажи нефти долларов и управляемых религиозных деятелей, постепенно берет под свой контроль всю область Нижней пустыни. По мнению христианского мира, увеличение количества мусульман в Африке является лишь одним звеном цепной реакции.
Ислам распространяется на земном шаре во всех направлениях с немыслимой скоростью. Если мы обратим взоры на другие континенты, то станем свидетелями процессов, подобных тем , что происходят в Африке.
За последние 25 лет число мусульман, увеличившись ровно в 3 раза, впервые в истории превысило количество христиан. Если в 1973 году число мусульман равнялось 500 миллионам, то сейчас эта цифра приближается к 1,5 миллиардам. Другими словами каждый четвертый житель планеты является мусульманином. Это развитие настолько головокружительно, что оно, оказывая влияние на колеблющихся, становится причиной того, что они принимают Ислам.
ИСЛАМ ПРЕВРАЩАЕТСЯ ВО ВСЕМИРНУЮ ИДЕОЛОГИЮ
Несмотря на то, что число мусульман растет, нельзя говорить о целостном сообществе в истинном значении этого слова. С одной стороны Афганистан, Алжир- страны, где господствует радикальный Ислам, с другой – экономическая пропасть между беднейшими странами Африки и нефтяными монархиями-миллиардерами, таящими внутри себя геополитический потенциал Иран, Ирак, Аравия, превратившийся в арену феодально-родовых кроссвордов Пакистан, Палестина и Босния, страдающая от межнациональных раздоров, и наконец Косово, подвергающееся бомбардировкам НАТО…
Но результат одинаков: несмотря на внутренние противоречия, на единство и разногласия, Ислам, мобилизуя внутренние ресурсы, превращается в мощное единство, приводит в движение колесо истории, распространяется по всему миру, становясь единой идеологией.
Окидывая взором страны и области, где распространяется Ислам, можно наблюдать схожие общественные явления.
Причиной того, что к призывам Корана стало прислушиваться все большее число людей, является или бедность, или же одиночество… Кто пришел в Абиджан из бескрайней африканской пустыни, кто прибыл в позолоченный Стамбул из заброшенной деревни и обосновался, вдали от привычных мест и своих родителей.
Есть и такие, кто покинул свой континент, как например египтяне или выходцы из Алжира, живущие в Германии. Короче говоря, эти люди модернизировались, забыли свои обычаи, традиции, язык, историко-географические связи, превратились в равных членов современного общества. В таких условиях Ислам, окружая этих людей, становится их нравственной опорой, прибежищем и успокоением, выходит на арену как система ценностей и веры, дающая надежду на скорое возмездие.
В этом смысле примечательно высказывание исследователя-географа Пауля Пелиссера, который в течение 20 лет жил среди кочевых племен в Африке: “В ужасающем хаосе эмиграции Ислам играет очень важную роль. Если вы мусульманин, значит вы не одиноки, значит вам есть, куда пойти. Ни один мюрид не умрет от голода. Так как община позаботится о нем, будет оберегать его. Тайна большого успеха, которым пользуется Ислам в Африке в том, что кочевым племенам прививается идея о принадлежности их к мощному единству”.
Другой фактор увеличения числа мусульман – большой процент рождаемости. Исследования, которые провел социолог Жан Пол Чарней, дают основания предполагать, что только в арабских странах мусульманское население к 2025 году удвоится.
Переход от антиимпериалистических выступлений к антизападным в странах, где Ислам имеет успех, как привлекающая внимание особенность может стать тем центром, который объединит вокруг себя два антагонистичных полюса.
С одной стороны в рамках представления общины следуют за идеей, отрицающей всякий национализм, с другой стороны в некоторых странах , руководствуясь Кораном, наоборот допускается дискриминация. В других областях также проявляются противоречия: с одной стороны правоверные во всех концах мира объявляют о братских чувствах друг к другу, с другой стороны подвергаются проклятиям и запрету исторические события и культурные ценности соседей. В политическом плане самой значительной победой Ислама является превращение антиимпериалистических в прошлом выступлений в некотором смысле в антизападнические.
Эта политика проявляется в равной степени как в Африке среди чернокожих мусульман, так и в среде потомков эмигрировавших в Европу мусульман. Тем самым появляется возможность превращения внутреннего чувства протеста, которое испытывают эти люди, в обычный бунт…
ЕВРОПА ПРЕВРАТИТСЯ В ШТАБ ИСЛАМА
Стефано Альеви из университета Падуи в Италии, отмечая, что к 15 миллионам эмигрантов-мусульман присоединились сотни тысяч европейцев, принявших мусульманство, дает следующие прогнозы: “Европа в руках мусульман может стать важной геополитической картой.
В недавно изданной книге: “Принявшие Ислам: Ислам в Европе” исследователь отмечает, что долгое время мусульмане воспринимали Европу как провинцию, которая в результате процессов внутреннего развития становится одним из важнейших центров Ислама. Он считает, что европейцы не имеют должного представления об этом развитии.
Слова, полушутя сказанные руководителем одного из исламских центров о том, что Европа в течение 50 лет станет исламской или же будет под сильным влиянием Ислама, приводит христиан Европы в ужас. Это влияние обусловлено не столько потоком иммигрантов из восточных стран, сколько тем, что после краха коммунизма и внутренней деградации капитализма Ислам воспринимается как альтернативное мировоззрение.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ИСЛАМА ОЛИВЕР РОЙ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ЖУРНАЛА “АКУТАЛ”: “ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕВРОПЕЙСКИЙ ИСЛАМ”
– Ислам стал религией, имеющей наибольшее число последователей. Чем объяснить такое развитие?
– Имеется два фактора, которые обеспечивают наблюдаемое развитие религии: увеличение населения и обращение в Ислам всё большего количества людей. Предполагается резкое увеличение населения в Исламском мире, но это развитие постепенно замедляется. Что касается вопроса обращения в Ислам, в этой области самое значительное развитие происходит в Африке. На интенсивное развитие Ислама надо смотреть не с точки зрения традиционных тезисов западной печати, как например: “Приближение исламской угрозы”. Так как численное увеличение мусульман не связано с процессами, происходящими в самих мусульманских массах.
— Вы хотите сказать, что значение происходящего состоит в простом численном увеличении?
— Да, безусловно. Одновременно надо учитывать возрастающее значение Ислама в самих мусульманских странах.
-Численное увеличение мусульман совпадает с периодом усиления влияния радикального Ислама…
— Безусловно, радикальный Ислам обусловил положение, в котором оказался Ислам. Но я считаю, что близится период, когда влияние радикального Ислама будет ослабевать, период, когда по меньшей мере резко снизится скорость распространения его влияния.
— В чем причина такой пассивности?
— Основная причина в том, что политизированный Ислам терпит поражение в осуществлении своих проектов. Как пример можно привести иранскую исламскую революцию. Другая причина в том, что движение Большого Ислама (в лице “Партии Рифах”) меняет свою стратегию и действует на легальной платформе. Это развитие сглаживает самостоятельность и бунтарство Исламского движения и выдвигает его в ряды “нормальных”.
— Противоречия, существующие внутри Ислама, не являются ли они одной из причин ослабления влияния радикального Ислама?
— Ясно, что на сегодняшний день исламское движение, существующее в больших мусульманских странах, в основном является националистическим, как, например в Косово или в Боснии. Все боялись усиления радикального Ислама в Боснии, но на арене появился боснийский национализм. То же самое можно сказать о Палестине. Естественно, Турцию и Иран тоже можно отнести к их числу. Еще раз повторяю, что движение, наблюдаемое на сегодняшний день в мусульманских странах, не является Исламским ни в религиозном, ни в политическом смысле; это националистические движения.
— Что вы думаете о взаимном влиянии мусульманского населения Европы и окружающего его общества в свете возможности возникновения некоего Европейского Ислама?
— Разумеется, это должно произойти. Наблюдаются тенденции к этому. Мусульмане, живущие в Европе, продвигаются в направлении либерального европейского Ислама. Это желание идет изнутри. Конечно, имеются в виду мусульмане.
С другой стороны, не исключаю, что не возникнет движение со стороны небольшой хотя бы группы, которое, всерьез следуя законам Ислама, соблюдая его атрибуты, не создаст своего рода нео-фундаментализм. Смешно предполагать, что европейские мусульмане, недавно получившие гражданство в странах Европы, будут создавать националистические движения, как в мусульманских странах. То есть невозможно, чтобы такая весомая партия, подобная националистической партии “Рифах”, будет выступать как активный элемент общества.
— Может ли либеральный Ислам европейского типа, о котором идет речь, стать реформаторским движением?
— Может быть. Число исследователей, внимательно наблюдающих за процессами в этой области, растет день ото дня. Например, создано теологическое отделение на факультете протестантства в Страсбурге; другой проект предусматривает создание Исламологического отделения на базе Института Восточных Языков в Париже.