История исламаСтатьи

История связи Азербайджана со святынями Ислама

(Часть первая)

Как и во всем мире, так и в Азербайджане друзья Ахли-бейта горят желанием совершить паломничество в священные города Наджаф, Кербела, Казимейн, Самирра. На протяжении многих веков наши предки, несмотря на все трудности, совершали паломничества. Широко распространен был обычай хоронить умерших в святых землях.

Наджаф был для азербайджанцев также научным центром, городом муджтехидов. Направленная против Ислама политика царской России и советской империи не смогли разрушить эту связь. Кульминация связей между Азербайджаном и научным центром в Наджафе приходится на 19 век. В этот период практически со всех уголков Азербайджана сотни студентов отправлялись в Наджаф для получения религиозного образования. В результате наших исследований стало известно, что только во второй половине 19 – начале 20 века из бакинского села Маштаги более 30-ти человек обучались в Наджафе. Срок обучения большинства из них составлял 15-25 лет.

Исследователь Адиль Мовлайи в своей книге «Звезды мировой науки на Кавказе» сообщает о 100 азербайджанских ученых. Большинство из них являются выпускниками научных центров Наджафа, Кербелы, Самирры. Автор к тому же отмечает, что рассказал лишь о части ученых, о тех, чьи фотографии сохранились. На самом же деле количество получивших образование в Ираке ученых намного больше. В книге «Звезды мировой науки на Кавказе» сообщается об ученых из Ленкорани, Баку, Нахичевани, Губы, Сальяна, Иревана, Шемахи: Шейх Абасальт Бадкубейи, Мирза Абутураб Ахундзаде, Шейх Джавад Ализаде, Молла Мусейид Гянджеви, Шейх Хасан Нардарани, Мир Ашраф ага Сальяни, Шейх Гудратуллах Ленкорани, Шейх Башир Аркивани, Сейид Муртаза Нахчивани, Мирза Юсиф Иревани, Мир Алекбер Маштагайи и др.
Отметим, что шейхульислам Кавказа в 1918-20 и 1944-52 годах Зейналабидин Ализаде, видный поэт Сейид Азим Ширвани и др. получили религиозное образование в Наджафе.

Азербайджанские ученые, как правило, получали начальное образование в местных медресе, а затем отправлялись или в Наджаф, или же до этого проходили подготовительные курсы в иранском Азербайджане – Ардабиле, Тебризе, Занджане, а иногда в Тегеране. Часть обучавшихся в Наджафе студентов затем продолжали педагогическую деятельность в городах Ирака (Наджаф, Кербела), но большинство после завершения обучения возвращались на родину. Обычно, великие ученые, после пестования студентов до определенного уровня, советовали им или остаться и заняться педагогической деятельностью, или же возвращаться в свою страну. Представителям таких стран, как Азербайджан, которая была под оккупацией России и где была большая востребованность в исламских ученых, чаще советовали возвращаться на родину. Именно поэтому в середине 19 – начале 20 веков в Азербайджане было большое количество азербайджанских религиозных ученых, обучавшихся в Неджефе.

(Часть вторая)

В конце 19-го – первой четверти 20-го века мусульмане Азербайджана следовали указаниям ученых Наджафа. В этом процессе активную роль играли местные богословы, вернувшиеся на родину после учебы в Наджафе. До введения ограничений советской властью, они поддерживали активную связь с учеными из Наджафа.

О следовании мусульманами Азербайджана указаниям ученых из Наджафа свидетельствуют и библиотечные фонды того периода. Здесь хранятся экземпляры книг аятоллы Сеййида Мухаммада Казима Табатабаи Йазди, Сейида Абульхасана Исфахани, Шейха Зейналабидина Мазандарани, Мирзайи-Ширази и т.д. Из заметок на полях ясно, что книги штудировались и практически применялись мусульманами Азербайджана.

Азербайджанские мусульмане как минимум последние 150 лет считались с фетвами ученых Наджафа, в спорных вопросах их мнение было решающим. Авторитет этих ученых был настолько большим, что делались попытки даже злоупотреблять этим.

Ахунд Маштаги Мирза Абдулькарим, долгое время обучавшийся у великих муджтехидов Наджафа, после возвращения в Баку говорил местным богословам, что «самоистязание в день ашуры противоречит законам шариата, вы выдаете греховные деяния за саваб». Людям настолько не понравилась позиция ахунда, что некто написал письмо от имени видного муджтехида той эпохи Сейида Мухаммада Кязима Табатабаи Йазди, отметив, что на самом деле подобные деяния – саваб. Сейид Йазди был педагогом Мирзы Абдулькарима в Неджефе и они поддерживали связь, переписываясь. Ахунд отправил врученное ему письмо своему учителю в Наджаф, попросив того, прояснить ситуацию. Увидев это фальшивое письмо, Сейид Йазди сильно разгневался, и написал на полях письма: «Это не мой почерк и это не моя печать. Да проклянет Аллах подделавшего это письмо» (Гаджи Камал Новруз. Ахмадага Ахмадов, стр. 21, Баку, 2009).

В годы советской власти в журнале «Молла Насреддин» печатались статьи, высмеивающие религию, поэтому духовенство Наджафа не оставалась безучастной к этой проблеме. В Наджаф из Азербайджана отправлялись десятки писем, в которых сообщалось, что в журнале «Молла Насреддин» искажатся религиозные указания, женщин призывают отказываться от хиджаба, людей стараются отдалить от мечетей, высмеиваются и оскорбляются богословы. У муджтехидов спрашивали, как следует действовать в сложившейся ситуации. Ахунд Хорасани, Аятолла Ордубади, Сейид Абульхасан Хасани и Абдуллах Мазандарани издали фетвы против журнала «Молла Насреддин».

Связь богословов Азербайджана с духовенством Наджафа продолжалась и в эпоху оголтелого атеизма при советской власти в 20-х годах. В номерах журнала за 1925-26-ые годы критикуется связь местных ученых с Наджафом и Кербелой, а в 12-м номере за 1926-й год была размещена карикатура на Шейха Гани за попытку узнать мнение ученых Наджафа о месяце Рамазан.

(Часть третья)

Азербайджанские ученые и усыпальница имама Али (а) в Наджафе

В XIX-XX веках несколько азербайджанских ученых (Шейх Ибрахим Бадкубейи, Мухаммад Али Нахчывани, Абульгасим Ордубади и др.) удостоились чести быть имамом коллективных намазов в усыпальнице имама Али (а).

Достоверно известны имена 13-ти наших соотечественников, похороненных в кельях мавзолея имама Али (а):

1. Шейх Мухаммад Али Нахчивани (1852 — 1916) – рядом с мечеть Имран.

2. Аятолла Мухаммад Хусейн Нахчывани Исфахани Гарави Компани (1878 — 1942) – рядом с могилой Алламе Хилли.

3. Сейид Мустафа Мусави Нахчывани (ум. 1919) – За могилой имама Али (а).

4. Шейх Абульгасим Ордубади (1857 — 1915) – в келье 22.

5. Шейх Мухаммад Али Ордубади (1895 — 1960) – в келье 23.

6. Шейх Ибрахим Ленкорани (ум. 1896) – в одной из келей в направлении киблы.

7. Аятолла Абдулгаффар Ленкорани (ум. 1956) – рядом с его могилой.

8. Сейид Рза Мусави Ленкорани (1834 — 1904) – во дворе усыпальницы в келье 50.

9. Шейх Мухаммад Джавад Иравани (1870 — 1962) – в келье 53/1.

10. Мирза Али Иравани (1884 — 1935) – в келье 23.

11. Шейх Садиг Иравани (ум. 1978) – во дворе усыпальницы.

12. Сейид Мир Бадкубейи (ум. 1940) – по левую сторону от основных ворот мавзолея в первой келье.

13. Аятолла Мухаммад Ибрахим Сальяни (ум. 1924) – во дворе мавзолея.

Азербайджанские медресе в Наджафе

В нескольких медресе в Наджафе обучались студенты из Азербайджана. Одной из них была медресе Бадкубейи. Один из наших соотечественников гаджи Али Наги Бадкубейи совершил паломничество в Наджаф в 1907 году, и прожил там в течение года. За этот период он на свои средства построил вблизи мавзолея имама Али (а) медресе и мечеть. В одноэтажной мечети есть 28 келей. С восточной стороны построено еще одно двухэтажное здание.

Их соединяла широкая улица. Джафар аль-Халили в книге «Мовсуат аль-атабат аль-мугаддаса» (т.7, ч.2, стр. 150) пишет, что в этой медресе проживали более 20 студентов, преимущественно из Бухары и Баку. К сожалению, в 1963 году часть медресе была разрушена под предлогом расширения дороги. До недавнего прошлого в медресе проживали студенты.

Однако впоследствии медресе пришло в негодность. В настоящее время там ведутся восстановительные работы.

В Кербеле, между мавзолеями имама Хусейна (а) и Абульфазла Аббаса (а) также существовала медресе Бадкубейи. Медресе была построена в 1854 году и долгое время функционировала. Однако при реконструкционных работах была снесена.

(Часть четвертая)

Второе медресе в Наджафе, связанное с Азербайджаном, — Иреванское медресе, строительство которого началось в 1887-88-х годах при материальной поддержке гаджи Мехди Иравани.

Рассказывают, что Фазиль Иревани гостил в Наджафе у своего земляка Фазиля Иревани. В это время к Фазилю Иревани с жалобой пришел студент. Оказалось, что этого азербайджанца притесняли другие студенты, пытаясь выпроводить его из медресе. Выяснилось, что подобные проблемы преследовали и некоторых других студентов-азербайджанцев. Гаджи Мехди Иравани незамедлительно объявил о своем желании построить новое медресе, и передать в управление Фазилю Иревани. Единственным его условием было разрешение на его захоронение в этом медресе после смерти.

Фазиль Иревани подарил это медресе азербайджанским студентам. Однако самому ученому не довелось дожить до завершения строительства. Он скончался в 1888 году и был похоронен в этом медресе.
Иреванское медресе было построено примерно за два года. Общая площадь двухэтажного медресе составляло 300 кв.м. Впоследствии это построение было снесено иракским режимом.

Кроме того, в мечете Турков в Неджефе в месяц Мухаррам собирались азербайджанские студенты для проведения траурных церемоний. Завершение строительства мечети связано с именем видного муджтехида Шейха Муртазы Ансари (1799-1864). Несмотря на большие научные достижения, Шейх Ансари вел простой образ жизни. У него даже не было собственного дома и он снимал для проживания квартиру.
Однажды один из следовавших фетвам Шейха Ансари по пути в хадж завернул в Наджаф. Встретившись с Шейхом Ансари, он дал ему немного денег, и сказал: «Я заработал эти деньги честным трудом. Я слышал, что у Вас нет дома. Я даю эти деньги Вам, купите дом и живите уютно. Вас посещают много гостей, у Вас много учеников, Вам просто необходим личный дом».

Шейх Ансари поблагодарил и взял деньги, а тот человек отправился в хадж. Ученый же за эти деньги построил в одном из кварталов Наджафа мечеть. Поблизости не было мечети, и жители того квартала переживали трудности в вопросе выполнения коллективного намаза.

Пожертвовавший деньги на обратном пути снова заехал в Неджеф. Он поинтересовался у Шейха Ансари, купил ли он себе дом. Шейх ответил: «Не купил, а построил. Пойдем, я покажу тебе мой дом». Войдя в мечеть, он сказал: «Вот этот дом. Я построил его не для себя, а для Аллаха. Мой личный дом принадлежал бы лишь мне, моли потомки жили бы там, а может, и продали бы. А эта мечеть веками будет служить мусульманам. Никто не имеет права продавать ее, дарить, сносить. Здесь будут выполняться намазы, благость от которых достанется и тебе».

Это строение называют также «мечеть шейха Ансари», но более известно название мечеть Турков. Причиной такого названия стало частое посещение этой мечети азербайджанцами. В этой же мечети выполнялись коллективные намазы, имамом которых был Шейх Ансари. Впоследствии имамами этой мечети были аятолла Сеййид Мухаммад Казим Йазди, аятолла Сейид Абдульхади Ширази, аятолла Сейид Хасан Харсан, а также находящийся в изгнании в Ираке аятолла Хомейни.

В 1941 году мечеть была отремонтирована, а в 1999 году расширена.

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button