Научные труды видных ученых Востока
(Первая часть)
В Х веке на Востоке функционировало уже несколько крупных научно-исследовательских центров: Каирская обсерватория в Египте, Рейская в Иране и среднеазиатская академия халифа Мамуна.
Основателем и научным руководителем каирской обсерватории был Абу-л-Хасан Али ибн Юнис ас-Садафи (ок. 950-1009). Ему принадлежит авторство астрономического каталога посвященного халифу аль-Хакиму «Крупного ал-Хакимова зиджа» (аз-Зидж аль-Кабир аль-Хакими). Туси в своем произведении «Зидж Ильхани» высоко оценил это его труд.
Знаменитый персидский астроном и математик Абу-л-Хусейн Абдаррахман ибн Умар аль-Суфи родился в Ширазе (903-986), занимался переводами с греческого астрономических работ, в первую очередь «Альмагеста» Птолемея. Основал обсерваторию в городе Рей и получил известность, прежде всего, как создатель астрономической работы – зиджа «Список неподвижных звезд» содержащего каталог 1017 звезд. Этот труд аль-Суфи оказал большое влияние на дальнейшее развитие астрономии, им пользовались и часто ссылались на него аль-Бируни, Абу-л-Хаюн ибн Юнис, Насирэддин Туси, исламские ученые при создании «Альфонсовых таблиц» и самаркандские астрономы из обсерватории Улугбека. Ас-Суфи написал значительное количество других научных сочинений, многие из которых в XII-XIV веках несколько раз переводились на латинский язык. В 1874 году этот каталог был издан Шеллерупом. В Санкт-Петербурге на французском языке под названием «Decreption de etoiles fixes» («Список неподвижных звезд»).
Вместе с ним в обсерватории работал видный ученый Ходженди, изобретатель астрономического прибора – секстанта. Во второй половине X века в среднеазиатском Хорезме Хорезмшахом II Мамуном учреждается Академия Мамауна. В это время наблюдался бурный рост в культурной жизни и торговле хорезмских городов Ургенча и Кята, прославившихся по всей Средней Азии своими культурными и научными центрами, богатыми библиотеками.
Преподавателями в Академии Мамуна были такие выдающиеся личности эпохи, как Бируни, Абу Али ибн Сина, Абу Наср Мансур ибн Ираги, Ходженди, Абу Сахл Месихи, Абуль Хасан Хаммар. Там же осуществляли свою деятельность ученые Хамдаки и Херачи.
Абу Рейхан Мухаммед бен Ахмед Бируни (4.10.973-13.12.1048) жил в городе Кяте, бывшим к тому времени большим культурным центром.
Правил им Хорезмшах Абу Абдаллах. Случай свел аль-Бируни с двоюродным братом Хорезмшаха – Абу Наср Мансур ибн Ираги, автором фундаментального труда по астрономии и математике. Мухаммед становится помощником Мансура ибн Ираги.
Еще в юношеские годы аль-Бируни стал заметной фигурой среди астрономов, математиков, писателей и врачей. На 21 году своей жизни он сконструировал астролябию для наблюдения солнечных затмений, а также одним из первых изготовил глобус. Аль-Бируни пришлось жить и работать в сложное время. Жестокие войны и убийства были обычным средством захвата власти, периодически переходившей из рук в руки. В результате назревавшей угрозы очередного военного конфликта 22-летний Бируни был вынужден в очередной раз покинуть родной Кят, и он отправился в город Гургана (Джурджана) (на восточном берегу Каспийского моря).
Правитель этого города заслужил репутацию покровителя науки и ученых и Бируни надеялся обрести здесь необходимые условия для научной деятельности.
В Гургане он прожил около шести лет и написал несколько прославивших его произведений – «Аль-Эсрар», «Аль-Багия» и «Хронологию минувших поколений». В этом знаменитом произведении он написал историю культуры народов, населявшие Хорезм, их обычаи и особенности быта, а также подробно описал системы летоисчисления, которыми пользовались эти народы в разные эпохи. Эта книга прославила Бируни и Хорезмшах II Мамун пригласил ученого в свою Академию. Здесь Бируни проработал семь лет, вплоть до захвата Хорезма Махмудом Газневи в 1017 году.
Я хочу коснуться двух абзацев из произведения Г. Мамедбейли «Мухаммед Насирэддин Туси». «После захвата Хорезма некоторые ученые Академии нашли возможность бежать из города. Но все оставшиеся, в том числе и Бируни, были заключены под стражу. Султан Газневи Махмуд – разрушивший не только столицу, но и всю страну обвинил Бируни в выступлении против исламской религии и отдал приказ о его казни. Лишь благодаря вмешательству визира ученый был спасен от смерти. Мало того, спустя короткое время он становится самым любимым ученым султана.
Одно из своих астрономических произведений он посвящает сыну Махмуда Газневи, назвав его «Масуд Гануни». Махмуд Газневи и его сын широко пользовались знаниями Бируни.
«Однажды к султану Махмуду Газневи прибыл турецкий посол и рассказал о существовании далекой страны вблизи северного полюса, где Солнце всегда стоит над горизонтом и никогда не заходит. Султан ему не поверил, поскольку это не соответствовало представлениям о мироустройстве того времени. Тогда он решил узнать мнение Абу-Рейхана. Бируни настолько ясно и убедительно описал это природное явление, что Султан поверил ему и щедро одарил посла подарками» (H.C.Məmmədbəyli. Mühəmməd Nəsirəddin Tusi, Bakı, «Gənclik», 1980, səh. 21-22).
Отправившись в поход на Индию, Махмуд Газневи взял с собой Бируни. В кратчайшие сроки ученый овладел санскритом, тем самым получив доступ к научным достижениям индийских народов, и знакомится с их обычаями. Совсем скоро знание Бируни санскрита достигло такого уровня, который позволял ему писать на этом языке научные труды, переводить на арабский и фарсидский языки и наоборот с этих языков на санскрит.
Математика и астрономия в Индии была, уже достаточно развита еще до прибытия Бируни, изучалась также и тригонометрия.
В 1860 году на английский язык был переведен индийский научный труд по астрономии под названием «Сурия–Сиддханта». По некоторым предположениям оно было написано в IV веке. Другое произведение «Сиддханта Чиромани» было составлено Баскаром Акарией в XII веке. Тщательным анализом этих работ занимались Рейно, Альбрехт Вебер, Морис Кантор и др. Впоследствии стало известно, что знания по астрономии и математике были переданы в Индию греками. Пребывание Бируни в Индии было весьма плодотворным. Переводы им на санскрит «Альмагеста» Птолемея и «Основ» Евклида сыграли значительную роль в развитии индийской науки.
В 1030 г. Бируни сочинил фундаментальный труд «Хиндустан». Половина этой книги (40 из 80 частей) посвящена астрономическим знаниям индусов. Свою книгу Бируни назвал так: «Индия, или книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых. Известный русский востоковед Бартольд написал, что этот труд единственный в своем роде и в научной литературе древности и средних веков нет равных ему. В 1887 году в Лондоне эта книга была переведена на арабский язык, а в следующем году на английский.
Научное наследие Бируни настолько богато и разнообразно, что интересно было бы привести короткий список вышедших из под пера бесценных произведений:
1. Определение размеров Земли на основе наблюдений с вершины горы за падением горизонта.
2. Астрономические приборы и их использование.
3. Различные способы изготовления астролябии.
4. Проекция движения звезд.
5. Кометы.
6. Об исследованиях неба.
7. Анализ движения Солнца.
8. Заметки о работах Евклида.
9. Заметки об астрономии Птолемея.
10. О работах Хорезми по астрономии.
11. Арабская теория о движении Земли.
Благодаря своей научной храбрости, несмотря на беспрерывные нападки мусульманских религиозных фанатиков, Бируни был одним из активнейших защитников гелиоцентрической системы. Он вел компромиссную борьбу с теми, кто отвергал эту систему как богопротивную. Религиозным объяснениям явлений природы ученый предоставил метод научного изучения.
Бируни говорил: «Учение о неподвижности Земли является одной из основополагающих в астрономии, и аксиомой для индийских астрономов.
Что создаст больше трудности для астрономии».
Бируни говорит, что вращение Земли не принимает значения астрономии. Действительно с учетом этой теории все астрономические явления можно объяснить с тем же успехом. Бируни является автором таких изобретений, что даже спустя несколько столетий известными учеными предпринимаются попытки их усовершенствования.
Но есть одна разработка исследования, которой специалисты не уделили должного внимания. Азербайджанский ученый, профессор Рагим Гусейнов сказал о Бируни «Известный среднеазиатский ученый Бируни, еще в XI веке заявившей о вращении Земли, занимался широким спектром астрономических вопросов. В его трактате по астрономии – «Книга законов» — прозвучала очень интересная мысль; — вращение Земли вокруг своей оси не противоречит ни одному астрономическому положению».2 Однако еще раньше его попытку осуществить переворот в астрономии идей о гелиоцентрическом строении Вселенной предпринял Шейх Мухаммедали Бабакухи Бакуви. Такую же гипотезу выдвинул Николай Коперник лишь спустя 500 лет.
Среди сторонников этой идеи был и Н. Туси, что подтверждается немецкими научными источниками. Но по неизвестным причинам это научное исследование было прекращено.
Таким образом, теория о движении Земли была выдвинута Восточными астрономами еще до Польского ученого Н. Коперника (1473-1543). После смерти Н. Коперника в 1543 году вышла из печати его работа «О вращении небесной сферы». В этом труде Коперник, прежде всего, указал на свое авторство геоцентрической системы. Согласно этой системе в центре мира находится не застывшая в неподвижности Земля, а вращающееся вокруг своей оси Солнце. Земля, как и другие планеты, вращаются и вокруг Солнца, и вокруг своих осей. Писатель-исследователь Рамиз Дениз.
(Часть вторая)
Развитие астрономии и географии на Востоке
В своих трудах «Хиндустан», «Земля вращается или не вращается», «Арабская теория движение Земли», «Ключ к астрономии», «Различные способы изготовления астролябии» ученый отстаивает идею гелиоцентрической системы.
Для более глубоких астрономических наблюдений Бируни в 995 году сконструировал стенной квадрант диаметром 7,5 метров.
Стенной квадрант был одним из важнейших наблюдательных инструментов до оптической астрономии. Он обеспечивал наивысшую точность измерений для своего времени. С помощью этого прибора ему удалось установить значение величины эклиптики. Дважды проведя эти измерения (995-996 и 1020) он приобрел известность и получил значение величины эклиптики в 23035/45// и 23035/50//. Профессор Г. Мамедбейли по этому поводу написал: «Для установления координаты долготы солнечного апогея Бируни избрал новый метод.
Он создал достойные внимания произведения по математической картографии и географии. Но утверждение о шарообразности Земли вопреки заявлениям некоторых авторов не принадлежит к числу научных достижений Бируни.3 Главная научная заслуга Бируни в изобретении нового метода измерения Земли. Сам Бируни сущность этого метода объяснял так: «Для измерения дуги земного меридиана я создал метод, отличающийся от методики греческих и индийских ученых и астрономов Мамуна. С этой целью я нашел в Индии гору высоту, которой определил в 650 локтей (652 м). При наблюдении с ее вершины линия визирования опустилась от горизонта на 0034/; синус этого угла с хорошей точностью равен 0,01. Радиус Земли, рассчитанный по этим данным, равен 13 млн. локтей».
По расчетам ученого земной радиус равен 12 851 369 локтей, окружность 80 780 039 локтей, а один градус дуги земной окружности 50,2 арабской мили.
В конце XIX века итальянский арабист Наллино и немецкий математик Шой определили размер локтя в 0,493 метра, а арабской мили 4000×0,493=1972 м. Бируни установил, что длина дуги одного градуса меридиана равняется 111,6 км (по современным данным 111,1 км). Специалисты признают, что использование Бируни, для определения географической долготы метода соответствовавшего уровня технического развития той эпохи, можно оценить как значительный успех в математической географии. Действительно, с теоретической точки зрения этот метод правильный, но в результате несовершенства измерительных приборов того времени большей точности достигнуть было невозможно.
Вместе с тем Бируни показал путь не только для теоретического нахождения разницы между географическими долготами, он также практически определил ее значение между Багдадом и Ширазом, Гурганом и Газни.
В 1025 году им был завершен труд по астрономической географии под названием «Тахдид нихайат ал-амакин». В этом сочинении Бируни дает определение широт и долгот ряда местности Средней Азии. Такого рода измерения проводились им в местности, расположенной между Гурганом и областями тюрок-огузов. Приведенные Бируни координаты среднеазиатских местностей, основанные на математической географии, отличаются высокой точностью. Таджикский ученый Х. Садыгов, оценивая, заслуги Бируни писал: «Один из величайших астрономов Востока Бируни сыграл огромную роль во всестороннем развитии астрономической науки».
Нельзя отрицать, что астрономия это одна из древнейших наук. Астрономия в раннем средневековье широко распространилось на Востоке и мусульманские астрономы самоотверженно занимались, изучением всех ее аспектов. Выше указывается, что в Ширване этой наукой занимались еще со времен Бабакухи Бакуви.
Особенно быстрыми темпами астрономия развивалась в Ширване, на севере нынешнего Азербайджана. В доказательство этому привожу здесь комментарии профессора Эйбалы Мехралиева.
В произведениях об истории развития математики и астрономии указывается на существование в Ширване научных центров. И хотя проводимые здесь в ту эпоху исследования отличались высоким научным уровнем, однако не носили системного характера. Тем не менее, в литературе часто упоминается о них. Эти сведения можно считать достоверными с учетом связей имевшихся в IX-X веках между Ширваном и Хорезмом. Говоря о роде астронома Фелеки Ширвани Кафиэддина, стоит особо выделять члена его семьи Вахидаддина Ширвани (1100-1159) незаменимого специалиста по астрономии и астролябии. Астрономическими наблюдениями в то время в Ширване занимались Фазиль Фаридаддин Ширвани, Фелеки Ширвани, Вахидаддин Ширвани и Кафиэддин (E. Mehrəliyev. Şirvan Elmlər Akademiyası. Bakı, “Çaşıoğlu”, 2000. səh. 52-53).
Известный ученый древнего Хорезма под псевдонимом «Шэйхир-раис» Абу Али ибн Сина (980-1037) был приглашен в Академию Мамуна еще в момент ее становления.
Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли. На Востоке Ибн Сину называли «главой учёных». Авиценна самый известный и влиятельный философ-ученый средневекового исламского мира. Он написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.
Ниже приводится список его произведений по астрономии и математике:
1. Об особенностях экватора.
2. Ответы на десять вопросов Бируни.
3. Ответы на шестнадцать вопросов Бируни.
4. О скоростях Земли и Неба.
5. О небесных телах и их движении.
6. Об астрономических приборах, для наблюдения изготовленных в Исфахане.
7. О небе, звездах и метеорах.
Среди ученых Академии был и учитель Среднеазиатского ученого Бируни – Хамид бен аль-Хазар Абу Махмуд аль-Ходженди, автор нескольких научных рукописей.
В истории астрономической науки он получил известность как конструктор. Его самый значительный труд был посвящен применению астролябии. Ходженди трудился в обсерватории города Рей, неподалеку от Тегерана. Там им был изобретен секстант (Suds), диаметром в 80 локтей (40 м). С помощью этого прибора стало возможным измерением углов с точностью до одной минуты. Измеренная Ходженди этим прибором величина Эклиптики составила 23032/21//, с погрешностью до 2/01//.
Ходженди так написал об этих наблюдениях: «В 384 году Хиджры, или в 363 год эры Ездиджурда, изобретенным много самим прибором и с почетом названным сюдсот (секстант) мы проводили наблюдение в городе Рей. Прибор состоит из дуги окружности диаметром в 80 локтей. В честь владыки Рея, Хамадана и Исфахана Фахридовлэ, я назвал его «Сюдс Фахри».
Спустя некоторое время он написал: Наши тщательные наблюдения и точные расчеты привели нас к победе. Отличие нашего прибора от всех остальных в том, что величина Эклиптики с их помощью измерялась градусами и минутами, а мы измеряем градусы и минуты, и секунды. Благодаря чему, опередили их на шаг». Это доказывает, что Ходженди первым отметил, что наклон эклиптики зависит от массы тела. К тому времени точное значение наклона эклиптики (240) было уже найдено индусами.
Ходженди отметил: «Птолемей определил этот угол в 23051/, автор «Imtahan Ziсi» («Hebesul Hasib») в 23035//, а я в 23032/21//».
Разница между полученными значениями, то есть разница между измерениями индусов и моих составляет полградуса.
Причиной такого расхождения не может быть ошибка прибора. В таких случаях следует выбрать наименьшее и наибольшее значение и тогда конечный результат не выйдет за пределы этих величин.
Поскольку мы здесь всегда сталкиваемся с уменьшением массы, то по этой причине приходим к выводу: очевидно, что сама наклонность имеет переменную величину». Из этой цитаты становиться ясно Ходженди первым отметил, что масса изменяет наклонность эклиптики.
Один из ведущих ученых Академии Мамуна и учитель Бируни Абу Наср ибн Ираги (умер в 1035 г.) долгое время, вплоть до разрушения Академии Мамуна, жил в Хорезме, а затем продолжил научную деятельность во дворце Махмуда Газневи. Им написано много значительных произведений по астрономии и математике.
Важнейшими из них по астрономии являются:
1. Об установке астролябии.
2. О трудных местах XIII книги Евклида.
3. Шах Зидж.
4. Таблица минут.
В академии Мамуна работал также и учитель Абу Али ибн Сины Абу Сахл Иса бен Месихи Гургани.
Ученый, написавший несколько научных работ по астрономии и медицине погиб в пустыне, спасаясь бегством от пущенных за ним в погоню воинов Махмуда Газневи. Гияседдин Абуль-Фатх Омар ибн Ибрагим аль-Хайям Нишапури (1048-1123) персидский поэт, философ, математик астроном и астролог. Современники обращались к нему – «Величайший из мудрых!», также «Мудрейший из великих!»
Омар Хайям знаменит во всем мире своими четверостишиями «Рубаи». В алгебре он посторожил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений. В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного, по сравнению с европейским календарем, который официально использовался с XI веке.
Как и другие крупные ученые того времени, Омар не задерживался подолгу в каком то одном городе.
В возрасте шестнадцати лет он покинул Нишапур и направился в Самарканд, где прожил четыре года. Затем он переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, прожитых в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.
В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Малик шаха I. По инициативе и при покровительстве главного шахского визиря Низам уль-Мулька. Омар становится духовным наставником султана.
Через два года Малик шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших в мире. Работая на этой должности, Омар не только продолжил занятия математикой, но и стал известным астрономом.
С группой ученых он разработал солнечный календарь, более точный, чем григорианский. Составил «Маликшахские астрономические таблицы», включавшие координаты 100 звезд. Один экземпляр этого каталога («зиджа») хранится в Парижской национальной библиотеке.
Писатель-исследователь Рамиз Дениз.