История исламаСтатьи

Шариат, тарикат и истина или какие пути ведут к Аллаху?

(Первая часть)

В книгах по суфизму и стихах суфиев часто встречаются понятия «шариат, тарикат (дорога, путь) и истина». Эти слова, ставшие основным термином суфизма, истолковываются по-разному.

В суфийских источниках даже утверждается, что эти три понятия взяты из одного хадиса от Его Светлости Мухаммада (с): «Шариат – мои слова, тарикат – мои действия, истина же – это мое состояние». Видный суфий Азизаддин Насафи, подразумевая это, в своей книге «аль-Инсан аль-камиль» писал: «Знай, что шариат – слово пророков, тарикат – деяния пророков, а истина – то, что видели пророки. Салик (идущий по верному пути) должен изучить и запомнить достаточную часть шариатской науки, затем достаточно выполнить из сектантских деяний. После этого, в соответствии с его стараниями, свет истины озарит его лик».

Информируя об этих трех понятиях, Шахид Муртаза Мутаххари, пишет: «Одним из основных разногласий между «арифами» (мудрецами) и учеными являются своеобразные взгляды на шариат, секту и истину.
Арифы и ученые едины во мнении, что шариат построен на ряде полезных указаний. Ученые утверждают, что эти указания имеют целью указать человеку дорогу к счастью, то есть наилучшим образом использовать материальные и нравственные блага. Но арифы думают, что все дороги ведут к Аллаху, поэтому и все указания следует принять как средства, ведущие к Аллаху. Ученые отмечают, что под занавесом шариата скрыто ряд указаний, которые считаются причиной и духом шариатских положений. Единственным путем извлечения пользы из этих указаний является следование этим указаниям. Арифы же считают, что эти указания – ступени и этапы, сближающие человека с Аллахом».

То есть, ученые считают, что шариат приводит человека к счастью, а арифы выступают с более масштабным утверждением: шариат ведет не только к счастью, но и к Аллаху.

Внося ясность в этот вопрос, Шахид Мутаххари пишет: «По мнению арифов, внутренняя сторона шариата – это путь, называемой «таригат» (сектой). Конец же этого пути – истина, то есть, ариф прощается со своим «я» и достигает истинного единобожия. Поэтому ариф верит в три понятия: шариат, тарикат и истина. Верит, что шариат – это средство секты и ее оболочка.

…По мнению арифов, как три составляющие человека – тело, душа и разум – неразрывно связаны друг с другом, так и шариат, тарикат и истина обладают идентичными свойствами. То есть, одно из них – внешость, второе – внутренний мир, а третье – внутренность внутреннего мира» (Шахид Мутаххари. «Знакомство с исламскими науками», т.3, стр.94-96).

Вообще же суфизм (за исключением некоторых заблудших течений) гармонично сосуществовал с исламским шариатом, на начальной стадии воспринимал шариат как сборник религиозных правил. Арифы и суфии принадлежали к какому-нибудь мазхабу, и четко следовали предписаниям данного течения. Знаменитые суфии не только не отрицали такие виды богослужения, как намаз, пост и хадж, а наоборот, чрезмерно следуя им, прославились в народе.

О тарикате арифы говорили: «Тарикат – это движение по пути, принадлежащим следующему по верной стезе. К нему относятся отречение от мира, долгие восхваления Аллаха, мысли о начале мироздания, равновесие души, одиночество, постоянная чистота, правдивость, богобоязненность и т.д. Шариат состоит из внешних указаний и напоминает оболочку, таригат же – ее ядро» (Шархи-Гульшани-раз).

Конечным пунктом же дороги является «истина». Достижение истины развивается по трем этапам: тахалли, тагалли и таджалли.

Тахалли – очищение от порицаемых качеств и отказ от деяний, отдаляющих от Аллаха.
Тагалли – воспитывать в себе положительные и одобряемые качества, улучшать свою нравственность.
Таджалли – озарение в душе арифа света истины.

По мнению суфиев, у воплощения (таджалла) также есть три вида: фели, сифати и зати. Как видно, это также этапы единобожия. В качестве доказательства суфии приводят следующий хадис от Пророка (с): «Действительно, Аллах создал Адама и воплотился в нем». Таким образом, таджалли – это поэтапное олицетворение в душе арифа – сначала фел и деяний Аллаха, затем – имен и атрибутов, и в конце – сущности. По мнению арифов, этап истины неограничен и бесконечен.

(Вторая часть)

Отрицают ли шариат арифы?

Мовлана Джалалиддин Руми в «Маснавийи-манави» о взаимосвязи шариата, таригата и истины пишет: «Шариат похож на свечу, озаряющую путь.

Без свечи невозможно идти и совершать что-либо. Твое движение по пути – таригат. А достигнутая цель – истина. Поэтому сказано: «когда появится истина, шариат исчезнет». Сказано, что стыдно требовать проводника, когда уже достиг цели, а отказаться от проводника, не достигши цели, нежелательное деяние».

Шариат – словно изучение медицины, таригат – диета и прием лекарств, на основании этой науки, а истина – достижение абсолютного здоровья и отказ от первых двух. Когда человек умрет, шариат и таригат для него исчезнут, а истина останется.

Шариат – наука, таригат – деяния, истина же – достижение Аллаха: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (Кахф, 110).

Некоторые, основываясь на подобных высказываниях, думают, что по верованию суфиев, человек, достигший этапа истины, освобождается от шариатских обязанностей.

Чтобы убедиться в ошибочности подобных утверждений, достаточно проанализировать классические суфийские источники и образ жизни шейхов тасаввуфа. Если в некоторых книгах и встречается подобная позиция, следует учесть, что в суфизме эта теория не пользуется большой поддержкой и осуждается большинством.

Что же касается приведенной выше цитаты из «Маснавийи-манави», то следует отметить, что некоторые высказывания следует комментировать посредством абсолютных символов. По мнению большинства арифов и суфиев, постичь истины возможно лишь после смерти. Потому что мирские связи не позволяют человеку полностью постичь Аллаха.

А после смерти человек непосредственно оказывается уже пред Аллахом. Там уже нет религиозных обязанностей, есть лишь ответы за содеянное в этом мире.

Отметим, что в некоторых стихотворных примерах суфизма (например, у Насими) к шариату, таригату и истине прибавляется еще одно понятие – марифат (познание). Но в классической суфийской литературе указываются именно предыдущие три. В связи с четырьмя понятиями весьма поучительна следующая история.

Однажды ученик сказал Мовлане: «Я не могу понять вопрос четырех этапов в тасавуффе. Что означают ступени шариат, таригат, марифат и истина?» Мовлана показал ему четырех человек, которые выполняли намаз и произносили восхваления: «Подойди к ним и дай каждому пощечину. Посмотри на их реакцию».
Ученик ударил первого из молящихся. Тот гневно вскочил, ударил ученика и вернулся к богослужению.
Ученик затем ударил второго. И тот вскочил гневно, захотел нанести ответный удар. Однако в какой-то момент передумал, и вернулся к богослужению.

Третий человек спокойно взглянул на ученика, и молча продолжил богослужение. Четвертый же вообще не обратил внимания на пощечину, продолжил намаз и восхваления Всевышнего.

Вернувшись, ученик рассказал все Мовлане. Учитель сказал: «Каждый из этих людей находится на различных этапах дороги, ведущей к Аллаху. Первый еще не преодолел этап шариата. Поэтому, действуя с шариатскими указаниями, ответил тебе пощечиной на пощечину. Второй достиг степени таригат. Он хотел сначала ответить злом на зло, но проявил терпение и простил тебя. Третий достиг ступени познаний. Он знает, что все от Аллаха. Но ему было интересно, и он посмотрел, кто же причинил ему зло. Четвертый же уже возвысился до уровня истины. Он уже полностью покорился Аллаху. Поэтому он даже не почувствовал, что его ударили».

Чтобы представить привязанность видных личностей суфизма к шариату, достаточно вспомнить высказывание Джунейда Багдади: «Тасаввуф напоминает дом, а шариат – его двери». Байазед Бистами же сказал: «Если кто-то не подчиняется велениям Аллаха и сунне Пророка, то не верьте ему, даже если он зависнет в воздухе в позе лотоса».

Но в то же время, в некоторых суфийских текстах содержатся утверждения, полностью противоречащие шариату. Эти слова, называемые «сатхиййат» были произнесены некоторыми суфиями в состоянии экстаза. Некоторые, взяв за основание эти высказывания, осудили целиком весь суфизм, отрицая его полностью. Некоторые же, наоборот, пытались различными аргументами, оправдать эти ложные высказывания.
На самом же деле, некоторые слова, направленные против шариата, впоследствии были приписаны суфиям.

А некоторые высказывания требуют более детальной расшифровки, и на самом деле не имеют анти-шариатской направленности.

Однако существуют и выражения, которые идут вразрез с требованиями шариата. Их авторами являются провокаторы, которым как-то удалось просочиться в среду суфиев, хотя на самом деле они не сведущи в ирфане и тасавуффе.

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button