Один человек никак не мог совершать свои деяния без двуличия. Все свои молитвы, савабы он выполнял неохотно, только для того, чтобы понравиться кому-то или для выгоды, или для того, чтобы заслужить уважение в глазах общества.
Он и сам страдал от такого характера. Но как ни старался, он не мог исправиться. В один из дней он решил вдалеке от всех в одиноком месте помолиться Аллаху, попросить у Аллаха спасения и искренности. Он решил пойти ночью на окраину города и помолиться в расположенной там никем не посещаемой мечети и заняться там до утра богослужением.
Никто его здесь не побеспокоил бы, никто не смог бы помешать его намерениям. В полночь, никому не сказав, он пришел в эту мечеть. Погода была холодная, лил дождь, гремела молния. Этот человек вошел в мечеть, постелил прямо перед мехрабом свой коврик для моления (джанамаз) и приступил к намазу. Вскоре он услышал, как дверь со скрипом открылась.
Кто-то вошел в мечеть. Поскольку дверь находилась сзади молящегося, он не увидел, кто вошел в мечеть. Для этого ему пришлось бы нарушить намаз и отвернуться от кыблы. На самом деле ему это и не нужно было. Ему было достаточно того, что в мечети еще кто-то есть.
Он сам про себя думал: «Наверняка, этот человек сейчас наблюдает за тем, как я совершаю намаз. Завтра по всему городу распространится весть о том, какой я религиозный человек; в полночь в такой заброшенной мечети совершаю намаз.
Завтра все меня будут хвалить и приветствовать». Двуличный человек подумал об этом и с еще большим усердием стал совершать намазы. Чтение он произнес с особым произношением, намеренно удлинил руку и саджды, произнес зикр и провернул четки, молился. Короче, он хотел сказать все молитвы, которые знал. Чем больше он совершал намазы, тем больше улучшалось его настроение, он предвкушал радость от тех похвал, которые услышит завтра…
Так прошла ночь, наступило утро. С рассветом внутри мечети тоже все осветилось. Двуличный человек совершил и утренний намаз, а потом поднялся на ноги и свернул свой джанамаз. При приближении к двери мечети, сколько человек ни оглядывался, он никого не увидел. Дойдя до самой двери, он увидел спящего в углу котенка.
Он понял, что ночью в мечеть через скрипящую дверь вошел этот самый котенок. Животное, чтобы скрыться от дождя и грозы нашло себе приют в этой мечети. Двуличный человек схватился руками за голову и воскликнул: «Я в намерениях своих намазов придавал людей к Аллаху в сотоварищи, те намазы, которые я должен был совершать для Аллаха, я совершал для людей.
Для спасения от этого я пришел в эту мечеть. Оказывается, всю ночь я причислял в сотоварищи к Аллаху не человека, а животное». Живший в XVIII веке известный ученый Сеййид Нематуллах Джазаири повествовал такую историю: Один человек услышал, что если совершенный с чистым намерением намаз в два раката будет принят, этот человек избежит адского пламени.
Этот человек прибыл в мечеть Куфы, чтобы совершить там намаз в два раката, чтобы его грехи простились. Он вошел в мечеть и стал совершать намаз. Вначале все шло очень хорошо. Но в середине намаза в голову человеку пришла такая мысль: «Интересно как просыпаются ото сна живущие вокруг этой мечети люди, которые как я, с утра совершают намаз в два раката?
Ведь у этой мечети нет минарета, чтобы муаззин давал азан и пробуждал людей?» (в те времена мечеть Куфа была без минарета).
Вслед за этим человек подумал, если здесь будет построен минарет, откуда можно будет привезти сюда камни, песок для строительства? Во сколько это обойдется? Человек начал в соответствии с предполагаемой высотой минарета подсчитывать количество песка, камней и прочего материала. Затем он подумал, во сколько обойдется плата строителям.
Потом человек подумал, как бы он построил минарет, какими узорами украсил бы минарет, как подготовил бы шарафу (место, где стоит муаззин). Он не забыл подсчитать и то, за какое время будет построен минарет.
Человек очнулся уже тогда, когда сказал салам намаза. И подумал человек про себя: «Я думал, что пришел сюда для того, чтобы совершить намаз, а оказывается я пришел, чтобы построить минарет».
islam.az